Примеры асинхронное программирование на c. Асинхронное программирование: концепция Deferred

Последнее обновление: 17.10.2018

Асинхронность позволяет вынести отдельные задачи из основного потока в специальные асинхронные методы или блоки кода. Особенно это актуально в графических программах, где продолжительные задачи могу блокировать интерфейс пользователя. И чтобы этого не произошло, нужно задействовать асинхронность. Также асинхронность несет выгоды в веб-приложениях при обработке запросов от пользователей, при обращении к базам данных или сетевым ресурсам. При больших запросах к базе данных асинхронный метод просто уснет на время, пока не получит данные от БД, а основной поток сможет продолжить свою работу. В синхронном же приложении, если бы код получения данных находился в основном потоке, этот поток просто бы блокировался на время получения данных.

Ключевыми для работы с асинхронными вызовами в C# являются два ключевых слова: async и await , цель которых - упростить написание асинхронного кода. Они используются вместе для создания асинхронного метода.

Асинхонный метод обладает следующими признаками:

    В заголовке метода используется модификатор async

    Метод содержит одно или несколько выражений await

    В качестве возвращаемого типа используется один из следующих:

    • ValueTask

Асинхронный метод, как и обычный, может использовать любое количество параметров или не использовать их вообще. Однако асинхронный метод не может определеять параметры с модификаторами out и ref .

Также стоит отметить, что слово async , которое указывается в определении метода, не делает автоматически метод асинхронным. Оно лишь указывает, что данный метод может содержать одно или несколько выражений await .

Рассмотрим пример асинхронного метода:

Using System; using System.Threading; using System.Threading.Tasks; namespace HelloApp { class Program { static void Factorial() { int result = 1; for(int i = 1; i <= 6; i++) { result *= i; } Thread.Sleep(8000); Console.WriteLine($"Факториал равен {result}"); } // определение асинхронного метода static async void FactorialAsync() { Console.WriteLine("Начало метода FactorialAsync"); // выполняется синхронно await Task.Run(()=>Factorial()); // выполняется асинхронно Console.WriteLine("Конец метода FactorialAsync"); } static void Main(string args) { FactorialAsync(); // вызов асинхронного метода Console.WriteLine("Введите число: "); int n = Int32.Parse(Console.ReadLine()); Console.WriteLine($"Квадрат числа равен {n * n}"); Console.Read(); } } }

Здесь прежде всего определен обычный метод подсчета факториала. Для имитации долгой работы в нем используется задержка на 8 секунд с помощью метода Thread.Sleep() . Условно это некоторый метод, который выполняет некоторую работу продолжительное время. Но для упрощения понимания он просто подсчитывает факториал числа 6.

Также здесь определен асинхронный метод FactorialAsync() . Асинхронным он является потому, что имеет в определении перед возвращаемым типом модификатор async , его возвращаемым типом является void, и в теле метода определено выражение await .

Выражение await определяет задачу, которая будет выполняться асинхронно. В данном случае подобная задача представляет выполнение функции факториала:

Await Task.Run(()=>Factorial());

По негласным правилам в названии асинхроннных методов принято использовать суффикс Async - FactorialAsync () , хотя в принципе это необязательно делать.

Сам факториал мы получаем в асинхронном методе FactorialAsync . Асинхронным он является потому, что он объявлен с модификатором async и содержит использование ключевого слова await .

И в методе Main мы вызываем этот асинхронный метод.

Посмотрим, какой у программы будет консольный вывод:

Начало метода FactorialAsync Введите число: 7 Квадрат числа равен 49 Конец метода Main Факториал равен 720 Окончание метода FactorialAsync

Разберем поэтапно, что здесь происходит:

    Запускается метод Main, в котором вызывается асинхронный метод FactorialAsync.

    Метод FactorialAsync начинает выполняться синхронно вплоть до выражения await.

    Выражение await запускает асинхронную задачу Task.Run(()=>Factorial())

    Пока выполняется асинхронная задача Task.Run(()=>Factorial()) (а она может выполняться довольно продожительное время), выполнение кода возвращается в вызывающий метод - то есть в метод Main. В методе Main нам будет предложено ввести число для вычисления квадрата числа.

    В этом и преимущество асинхронных методов - асинхронная задача, которая может выполняться довольно долгое время, не блокирует метод Main, и мы можем продолжать работу с ним, например, вводить и обрабатывать данные.

    Когда асинхронная задача завешила свое выполнение (в случае выше - подсчитала факториал числа), продолжает работу асинхронный метод FactorialAsync, который вызвал асинхронную задачу.

Функция факториала, возможно, представляет не самый показательный пример, так как в реальности в данном случае нет смысла делать ее асинхронной. Но рассмотрим другой пример - чтение-запись файла:

Using System; using System.Threading; using System.Threading.Tasks; using System.IO; namespace HelloApp { class Program { static async void ReadWriteAsync() { string s = "Hello world! One step at a time"; // hello.txt - файл, который будет записываться и считываться using (StreamWriter writer = new StreamWriter("hello.txt", false)) { await writer.WriteLineAsync(s); // асинхронная запись в файл } using (StreamReader reader = new StreamReader("hello.txt")) { string result = await reader.ReadToEndAsync(); // асинхронное чтение из файла Console.WriteLine(result); } } static void Main(string args) { ReadWriteAsync(); Console.WriteLine("Некоторая работа"); Console.Read(); } } }

Асинхронный метод ReadWriteAsync() выполнение запись в файл некоторой строки и затем считывает записанный файл. Подобные операции могут занимать продолжительное время, особенно при больших объемах данных, поэтому такие операции лучше делать асинхронными.

Фреймворк.NET уже имеет встроенную поддержку таких операций. Например, в классе StreamWriter определен метод WriteLineAsync() . По сути он уже представляет асинхронную операцию и принимает в качестве параметра некоторую строку, которую надо записать в файл. Поскольку этот метод представляет асинхронную операцию, то вызов этого метода мы можем оформить в выражение await :

Await writer.WriteLineAsync(s); // асинхронная запись в файл

Аналогично в классе StreamReader определен метод ReadToEndAsync() , который также представляет асинхронную операцию и который возвращает весь считанный текст.

Во фреймворке.NET Core определено много подобных методов. Как правило, они связаны с работой с файлами, отправкой сетевых запросов или запросов к базе данных. Их легко узнать по суффиксу Async . То есть если метод имеет подобный суффикс в названии, то с большей степенью вроятности его можно использовать в выражении await.

Static void Main(string args) { ReadWriteAsync(); Console.WriteLine("Некоторая работа"); Console.Read(); }

И опять же когда выполнение в методе ReadWriteAsync доходит до первого выражения await, управление возвращается в метод Main, и мы можем продолжать с ним работу. Запись в файл и считывания файла будут производиться параллельно и не будут блокировать работу метода Main.

Определение асинхронной операции

Как, выше уже было сказано, фреймворк.NET Core имеет много встроенных методов, которые представляют асинхронную операцию. Они заканчиваются на суффикс Async. И перед вызывами подобных методов мы можем указывать оператор await . Например:

StreamWriter writer = new StreamWriter("hello.txt", false); await writer.WriteLineAsync("Hello"); // асинхронная запись в файл

Либо мы сами можем определить асинхронную операцию, используя метод Task.Run() :

Static void Factorial() { int result = 1; for (int i = 1; i <= 6; i++) { result *= i; } Thread.Sleep(8000); Console.WriteLine($"Факториал равен {result}"); } // определение асинхронного метода static async void FactorialAsync() { await Task.Run(()=>Factorial()); // вызов асинхронной операции }

Можно определить асинхронную операцию с помощью лямбда-выражения:

Static async void FactorialAsync() { await Task.Run(() => { int result = 1; for (int i = 1; i <= 6; i++) { result *= i; } Thread.Sleep(8000); Console.WriteLine($"Факториал равен {result}"); }); }

Передача параметров в асинхронную операцию

Выше вычислялся факториал 6, но, допустим, мы хотим вычислять факториалы разных чисел:

Using System; using System.Threading; using System.Threading.Tasks; namespace HelloApp { class Program { static void Factorial(int n) { int result = 1; for (int i = 1; i <= n; i++) { result *= i; } Thread.Sleep(5000); Console.WriteLine($"Факториал равен {result}"); } // определение асинхронного метода static async void FactorialAsync(int n) { await Task.Run(()=>Factorial(n)); } static void Main(string args) { FactorialAsync(5); FactorialAsync(6); Console.WriteLine("Некоторая работа"); Console.Read(); } } }

Получение результата из асинхронной операции

Асинхронная операция может возвращать некоторый результат, получить который мы можем так же, как и при вызове обычного метода:

Using System; using System.Threading; using System.Threading.Tasks; namespace HelloApp { class Program { static int Factorial(int n) { int result = 1; for (int i = 1; i <= n; i++) { result *= i; } return result; } // определение асинхронного метода static async void FactorialAsync(int n) { int x = await Task.Run(()=>Factorial(n)); Console.WriteLine($"Факториал равен {x}"); } static void Main(string args) { FactorialAsync(5); FactorialAsync(6); Console.Read(); } } }

Метод Factorial возвращает значение типа int, это значение мы можем получить, просто присвоив результат асинхронной операции переменной данного типа: int x = await Task.Run(()=>Factorial(n));

Аннотация: Асинхронное программирование в.NET Framework. Методы EndOperation, Pooling, Callback. Асинхронный запуск произвольного метода. Обновление интерфейса. Безопасность многопоточных приложений. Синхронизация: автоматическая, ручная; использование областей синхронизации. Элемент управления ProgressBar

Когда мы запускаем "долгий" метод, процессор будет выполнять его, при этом ему будет "некогда" выполнять другие запросы пользователя (рис. 7.2).

При синхронном выполнении у приложения есть только один поток. С помощью асинхронной модели программирования вы можете запускать множество параллельных потоков и во время их выполнения реагировать на новые действия пользователя. После того как n-поток выполнен, вы отображаете результат на экран.

В обычной жизни есть масса примеров асинхронного поведения - пополнение запасов сырья на складе позволяет обеспечить фабрике бесперебойную работу. Несинхронной моделью будет полное использование сырья и последующий простой в ожидании подвоза материала.

Поддержка асинхронного программирования в.NET Framework

Классы, в которых есть встроенная поддержка асинхронной модели , имеют пару асинхронных методов для каждого из синхронных методов. Эти методы начинаются со слов Begin и End. Например, если мы хотим воспользоваться асинхронным вариантом метода Read класса System.IO.Stream, нам нужно использовать методы BeginRead и EndRead этого же класса.

Для использования встроенной поддержки асинхронной модели программирования нужно вызвать соответствующий метод BeginOperation и выбрать модель завершения вызова. Вызов метода BeginOperation возвращает объект интерфейса IAsyncResult , с помощью которого определяется состояние выполнения асинхронной операции. Завершить выполнение асинхронных методов можно несколькими способами.

Метод EndOperation

Метод EndOperation применяется для завершения асинхронного вызова в тех случаях, когда основному потоку необходимо проделать большой объем вычислений, не зависящих от результатов вызова асинхронного метода. После того как основная работа сделана и приложение нуждается в результатах выполнения асинхронного метода для дальнейших действий, вызывается метод EndOperation . При этом основной поток будет приостановлен до завершения работы асинхронного метода. Пример использования этого способа:

Using System; using System.IO; namespace EndOperation { class Class1 { static void Main(string args) { //Создаем поток и открываем файл. FileStream fs = new FileStream("text.txt", FileMode.Open); byte fileBytes = new byte; // Запуск метода Read в параллельном потоке. IAsyncResult ar = fs.BeginRead(fileBytes, 0, fileBytes.Length, null, null); for(int i = 0; i<10000000; i++) { // Имитация длительной работы основного // потока, не зависящая от выполнения асинхронного метода. } // После завершения работы основного потока // запускаем завершение выполнения параллельного // метода Read. fs.EndRead(ar); Console.Write(System.Text.Encoding.Default.GetString(fileBytes)); } } } Листинг 7.1.

Для завершения выполнения параллельного потока ar здесь был вызван метод EndRead . В качестве кода, имитирующего длительную работу, можно подключить точный счетчик выполнения задачи, разобранный нами в "Использование библиотек кода в windows-формах" .

Способ опроса (Pooling)

Этот способ подходит в случаях, когда требуется контролировать выполнение асинхронного метода. При его использовании приходится осуществлять проверку выполнения асинхронного метода вручную, с помощью свойства IsCompleted объекта типа IAsyncResult . Это не самая распространенная техника завершения, поскольку большинство процессов не требует контроля выполнения. Пример использования способа опроса:

Using System; using System.IO; namespace Pooling { class Class1 { static void Main(string args) { FileStream fs = new FileStream("text.txt", FileMode.Open); byte fileBytes = new byte; Console.Write("Выполнение метода Read асинхронно."); // Запуск метода Read асинхронно. IAsyncResult ar = fs.BeginRead(fileBytes, 0, fileBytes.Length, null, null); // Проверка на выполнение асинхронного метода. while(!ar.IsCompleted) { // Во время чтения файла на экран выводится надпись Console.Write("Процесс идет"); } Console.WriteLine(); string textFromFile = System.Text.Encoding.Default.GetString(fileBytes); Console.Write(textFromFile); } } } Листинг 7.2.

Вероятнее всего, вы не заметите появления надписи в течение процесса - файл будет считан слишком быстро. Для тестирования этого способа запишите большой текстовый файл на дискету, укажите адрес и попробуйте снова запустить приложение.

Способ Callback

Способ завершения асинхронного вызова Callback используется в тех случаях, когда нужно предотвратить блокирование основного потока. При использовании Callback мы запускаем метод EndOperation в теле метода, который вызывается при завершении метода, работающего в параллельном потоке. Сигнатура вызываемого метода должна совпадать с сигнатурой делегата AsyncCallback .

Пример использования варианта Callback :

Using System; using System.IO; namespace Callback { class Class1 { // Создаем поток и массив байтов. static FileStream fs; static byte fileBytes; static void Main(string args) { // Открываем файл в поток. fs = new FileStream("text.txt", FileMode.Open); fileBytes = new byte; // Запускаем метод Read асинхронно с передачей в качестве Сallback // метода WorkComplete fs.BeginRead(fileBytes, 0, (int)fs.Length, new AsyncCallback(WorkComplete), null); } ///

/// Метод, вызываемый автоматически при завершении работы параллельного потока. /// /// Объект типа IAsyncResult. static void WorkComplete(IAsyncResult ar) { // Запуск окончания метода. fs.EndRead(ar); string textFromFile = System.Text.Encoding.Default.GetString(fileBytes); Console.Write(textFromFile); } } } Листинг 7.3.

На диске, прилагаемом к книге, вы найдете приложения EndOperation , Pooling и Callback (Code\Glava7\ EndOperation, Pooling, Callback).

Асинхронность в программировании

Иван Борисов

Традиционно в программировании используют синхронное программирование - последовательное выполнение инструкций с синхронными системными вызовами, которые полностью блокируют поток выполнения, пока системная операция, например чтение с диска, не завершится. В качестве примера ниже написан echo-сервер:

While (true) { std::string data; auto socket = Socket(localhost, port); socket.wait_connection(); while (!socket.end_of_connection()) { data = socket.read(); // Блокировка socket.write(data); // Блокировка } }

При вызове методов read() и write() текущий поток исполнения будет прерван в ожидании ввода-вывода по сети. Причём большую часть времени программа будет просто ждать. В высоконагруженных системах чаще всего так и происходит - почти всё время программа чего-то ждёт: диска, СУБД, сети, UI, в общем, какого-то внешнего, независимого от самой программы события. В малонагруженных системах это можно решить созданием нового потока для каждого блокирующего действия. Пока один поток спит, другой работает.

Но что делать, когда пользователей очень много? Если создавать на каждого хотя бы один поток, то производительность такого сервера резко упадёт из-за того, что контекст исполнения потока постоянно сменяется. Также на каждый поток создаётся свой контекст исполнения, включая память для стека, которая имеет минимальный размер в 4 КБ. Эту проблему может решить асинхронное программирование.

Асинхронность

Асинхронность в программировании - выполнение процесса в неблокирующем режиме системного вызова, что позволяет потоку программы продолжить обработку. Реализовать асинхронное программирование можно несколькими способами, о которых вы узнаете ниже.

Callbacks

Для написания асинхронной программы можно использовать callback-функции (от англ. callback - обратный вызов) - функции, которые будут вызваны асинхронно каким-либо обработчиком событий после завершения задачи. Переписанный пример сервера на callback-функциях:

While (true) { auto socket = Socket(localhost, port); socket.wait_connection(); // Всё ещё есть блокировка socket.async_read((auto &data) /* * Поток не блокируется, лямбда-функция будет вызвана * каждый раз после получения новых данных из сокета, * а основной поток пойдёт создавать новый сокет и * ждать новое соединение. */ { socket.async_write(data, (auto &socket) { if (socket.end_of_connection()) socket.close(); }); }); }

В wait_connection() мы всё ещё ждём чего-то, но теперь вместе с этим внутри функции wait_connection() может быть реализовано подобие планировщика ОС, но с callback-функциями (пока мы ждём нового соединения, почему бы не обработать старые? Например, через очередь). Callback-функция вызывается, если в сокете появились новые данные - лямбда в async_read() , либо данные были записаны - лямбда в async_write() .

В результате мы получили асинхронную работу нескольких соединений в одном единственном потоке, который намного реже будет ждать. Эту асинхронность можно также распараллелить, чтобы получить полный профит от утилизации процессорного времени.

У такого подхода есть несколько проблем. Первую в шутку называют callback hell. Достаточно погуглить картинки на эту тему, чтобы понять, насколько это нечитаемо и некрасиво. В нашем примере всего две вложенные callback-функции, но их может быть намного больше.

Вторая проблема заключается в том, что код перестал выглядеть как синхронный: появились «прыжки» из wait_connection() в лямбды, например лямбда, переданная в async_write() , что нарушает последовательность кода, из-за чего становится невозможно предсказать, в каком порядке будут вызваны лямбды. Это усложняет чтение и понимание кода.

Async/Await

Попробуем сделать асинхронный код так, чтобы он выглядел как синхронный. Для большего понимания немного поменяем задачу: теперь нам необходимо прочитать данные из СУБД и файла по ключу, переданному по сети, и отправить результат обратно по сети.

Public async void work() { var db_conn = Db_connection(localhost); var socket = Socket(localhost, port); socket.wait_connection(); var data = socket.async_read(); var db_data = db_conn.async_get(await data); var file_data = File(await data).async_read(); await socket.async_write($”{await db_data} {await file_data}”); socket.close(); }

Пройдём по программе построчно:

  • Ключевое слово async в заголовке функции говорит компилятору, что функция асинхронная и её нужно компилировать по-другому. Каким именно образом он будет это делать, написано ниже.
  • Первые три строки функции: создание и ожидание соединения.
  • Следующая строка делает асинхронное чтение, не прерывая основной поток исполнения.
  • Следующие две строки делают асинхронный запрос в базу данных и чтение файла. Оператор await приостанавливает текущую функцию, пока не завершится выполнение асинхронной задачи чтения из БД и файла.
  • В последних строках производится асинхронная запись в сокет, но лишь после того, как мы дождёмся асинхронного чтения из БД и файла.

Это быстрее, чем последовательное ожидание сначала БД, затем файла. Во многих реализациях производительность async / await лучше, чем у классических callback-функций, при этом такой код читается как синхронный.

Корутины

Описанный выше механизм называется сопрограммой. Часто можно услышать вариант «корутина» (от англ. coroutine - сопрограмма).

Несколько точек входа

По сути корутинами называются функции, имеющие несколько точек входа и выхода. У обычных функций есть только одна точка входа и несколько точек выхода. Если вернуться к примеру выше, то первой точкой входа будет сам вызов функции оператором asynс, затем функция прервёт своё выполнение вместо ожидания БД или файла. Все последующие await будут не запускать функцию заново, а продолжать её исполнение в точке предыдущего прерывания. Да, во многих языках в корутине может быть несколько await ’ов.

Для большего понимания рассмотрим код на языке Python:

Def async_factorial(): result = 1 while True: yield result result *= i fac = async_factorial() for i in range(42): print(next(fac))

Программа выведет всю последовательность чисел факториала с номерами от 0 до 41.

Функция async_factorial() вернёт объект-генератор, который можно передать в функцию next() , а она продолжит выполнение корутины до следующего оператора yield с сохранением состояния всех локальных переменных функции. Функция next() возвращает то, что передаёт оператор yield внутри корутины. Таким образом, функция async_factorial() в теории имеет несколько точек входа и выхода.

Stackful и Stackless

В зависимости от использования стека корутины делятся на stackful, где каждая из корутин имеет свой стек, и stackless, где все локальные переменные функции сохраняются в специальном объекте.

Так как в корутинах мы можем в любом месте поставить оператор yield , нам необходимо где-то сохранять весь контекст функции, который включает в себя фрейм на стеке (локальные переменные) и прочую метаинформацию. Это можно сделать, например, полной подменой стека, как это делается в stackful корутинах.

На рисунке ниже вызов async создаёт новый стек-фрейм и переключает исполнение потока на него. Это практически новый поток, только исполняться он будет асинхронно с основным.

yield в свою очередь возвращает обратно предыдущий стек-фрейм на исполнение, сохраняя ссылку на конец текущего в предыдущий стек.

Наличие собственного стека позволяет делать yield из вложенных вызовов функций, но такие вызовы сопровождаются полным созданием/сменой контекста исполнения программы, что медленней, чем stackless корутины.

Более производительными, но вместе с тем и более ограниченными, являются stackless корутины. Они не используют стек, и компилятор преобразует функцию, содержащую корутины, в конечный автомат без корутин. Например, код:

Def fib(): a = 0 b = 1 while True: yield a a += b yield b b += a

Будет преобразован в следующий псевдокод:

Class fib: def __init__(self): self.a = 0 self.b = 1 self.__result: int self.__state = 0 def __next__(self): while True: if self.__state == 0: self.a = 0 self.b = 1 if self.__state == 0 or self.__state == 3: self.__result = self.a self.__state = 1 return self.__result if self.__state == 1: self.a += self.b self.__result = self.b self.__state = 2 return self.__result if self.__state == 2: self.b += a self.__state = 3 break

По сути здесь создаётся класс, который сохраняет всё состояние функции, а также последнюю точку вызова yield . У такого подхода есть проблема: yield может быть вызван только в теле функции-корутины, но не из вложенных функций.

Симметричные и асимметричные

Корутины также делятся на симметричные и асимметричные.

Симметричные имеют глобальный планировщик корутин, который и выбирает среди всех ожидающих асинхронных операций ту, которую стоит выполнить следующей. Примером является планировщик, о котором говорилось в начале функции wait_connection() .

В асимметричных корутинах нет глобального планировщика, и программист вместе с поддержкой компилятора сам выбирает, какую корутину и когда исполнять. Большинство реализаций корутин асимметричные.

Вывод

Асинхронное программирование является очень мощным инструментом для оптимизации высоконагруженных программ с частым ожиданием системы. Но, как и любую сложную технологию, её нельзя использовать только потому, что она есть. Необходимо всегда задавать себе вопрос: а нужна ли мне эта технология? Какую практическую пользу она мне даст? Иначе разработчики рискуют потратить очень много сил, времени и денег, не получив никакого профита.

Асинхронная концепция программирования заключается в том, что результат выполнения функции доступен не сразу же, а через некоторое время в виде некоторого асинхронного (нарушающего обычный порядок выполнения) вызова. Зачем такое может быть полезно? Рассмотрим несколько примеров.

Первый пример - сетевой сервер, веб-приложение. Чаще всего как таковых вычислений на процессоре такие приложения не выполняют. Большая часть времени (реального, не процессорного) тратится на ввод-вывод: чтение запроса от клиента, обращение к диску за данными, сетевые обращение к другим подсистемам (БД, кэширующие сервера, RPC и т.п.), запись ответа клиенту. Во время этих операций ввода-вывода процессор простаивает, его можно загрузить обработкой запросов других клиентов. Возможны различные способы решить эту задачу: отдельный процесс на каждое соединение (Apache mpm_prefork, PostgreSQL , PHP FastCGI), отдельный поток (нить) на каждое соединение или комбинированный вариант процесс/нить (Apache mpm_worker, MySQL). Подход с использованием процессов или нитей перекладывает мультиплексирование процессора между обрабатываемыми соединениями на ОС, при этом расходуется относительно много ресурсов (память, переключения контекста и т.п.), такой вариант не подходит для обработки большого количества одновременных соединений, но идеален для ситуации, когда объем вычислений достаточно высок (например, в СУБД). К плюсам модели нитей и процессов можно добавить потенциальное использование всех доступных процессоров в многопроцессорной архитектуре.

Альтернативой является использование однопоточной модели с использованием примитивов асинхронного ввода-вывода, предоставляемых ОС (select, poll, и т.п.). При этом объем ресурсов на каждое новое обслуживаемое соединение не такой большой (новый сокет, какие-то структуры в памяти приложения). Однако программирование существенно усложняется, т.к. данные из сетевых сокетов поступают некоторыми “отрывками”, причем за один цикл обработки данные поступают от разных соединений, находящихся в разных состояниях, часть соединений могут быть входящими от клиентов, часть - исходящими к внешним ресурсам (БД, другой сервер и т.п.). Для упрощения разработки используются различные концепции: callback, конечные автоматы и другие. Примеры сетевых серверов, использующих асинхронный ввод-вывод: nginx , lighttpd , HAProxy , pgBouncer , и т.д. Именно при такой однопоточной модели возникает необходимость в асинхронном программировании. Например, мы хотим выполнить запрос в БД. С точки зрения программы выполнение запроса - это сетевой ввод-вывод: соединение с сервером, отправка запроса, ожидание ответа, чтение ответа сервера БД. Поэтому если мы вызываем функцию “выполнить запрос БД”, то она сразу вернуть результат не сможет (иначе она должна была бы заблокироваться), а вернет лишь нечто, что позволит впоследствие получить результат запроса или, возможно, ошибку (нет соединения с сервером, некорректный запрос и т.п.) Этим возвращаемым значением удобно сделать именно Deferred.

Второй пример связан с разработкой обычных десктопных приложений. Предположим, мы решили сделать аналог Miranda (QIP , MDC , …), то есть свой мессенджер. В интерфейсе программы есть контакт-лист, где можно удалить контакт. Когда пользователь выбирает это действие, он ожидает что контакт исчезнет на экране и что он действительно удалится из контакт-листа. На самом деле операция удаления из серверного контакт-листа опирается на сетевое взаимодействие с сервером, при этом пользовательский интерфейс не должен быть заблокирован на время выполнения этой операции, поэтому в любом случае после выполнения операции потребуется некоторое асинхронное взаимодействие с результатом операции. Можно использовать механизм сигналов-слотов, callback’ов или что-то еще, но лучше всего подойдет Deferred: операция удаления из контакт-листа возвращает Deferred, в котором обратно придет либо положительный результат (всё хорошо), либо исключение (точная ошибка, которую надо сообщить пользователю): в случае ошибки контакт надо восстановить контакт в контакт-листе.

Примеры можно приводить долго и много, теперь о том, что же такое Deferred. Deferred - это сердце framework’а асинхронного сетевого программирования Twisted в Python. Это простая и стройная концепция, которая позволяет перевести синхронное программирование в асинхронный код, не изобретая велосипед для каждой ситуации и обеспечивая высокое качества кода. Deferred - это просто возвращаемый результат функции, когда этот результат неизвестен (не был получен, будет получен в другой нити и т.п.) Что мы можем сделать с Deferred? Мы можем “подвеситься” в цепочку обработчиков, которые будут вызваны, когда результат будет получен. При этом Deferred может нести не только положительный результат выполнения, но и исключения, сгенерированные функцией или обработчиками, есть возможность исключения обработать, перевыкинуть и т.д. Фактически, для синхронного кода есть более-менее однозначная параллель в терминах Deferred. Для эффективной разработки с Deferred оказываются полезными такие возможности языка программирования, как замыкания, лямбда-функци.

Приведем пример синхронного кода и его альтернативу в терминах Deferred:

Try: # Скачать по HTTP некоторую страницу page = downloadPage(url) # Распечатать содержимое print page except HTTPError, e: # Произошла ошибка print "An error occured: %s", e
В асинхронном варианте с Deferred он был бы записан следующим образом:

Def printContents(contents): """ Callback, при успешном получении текста страницы, распечатываем её содержимое. """ print contents def handleError(failure): """ Errback (обработчик ошибок), просто распечатываем текст ошибки. """ # Мы готовы обработать только HTTPError, остальные исключения # "проваливаются" ниже. failure.trap(HTTPError) # Распечатываем само исключение print "An error occured: %s", failure # Теперь функция выполняется асинхронно и вместо непосредственного # результата мы получаем Deferred deferred = downloadPage(url) # Навешиваем на Deferred-объект обработчики успешных результатов # и ошибок (callback, errback). deferred.addCallback(printContents) deferred.addErrback(handleError)
На практике обычно мы возвращаем Deferred из функций, которые получают Deferred в процессе своей работы, навешиваем большое количество обработчиков, обрабатываем исключения, некоторые исключения возвращаем через Deferred (выбрасываем наверх). В качестве более сложного примера приведем код в асинхронном варианте для примера атомарного счетчика из статьи про структуры данных в memcached , здесь мы предполагаем, что доступ к memcached как сетевому сервису идет через Deferred, т.е. методы класса Memcache возвращают Deferred (который вернет либо результат операции, либо ошибку):

Class MCCounter(MemcacheObject): def __init__(self, mc, name): """ Конструктор. @param name: имя счетчика @type name: C{str} """ super(MCCounter, self).__init__(mc) self.key = "counter" + name def increment(self, value=1): """ Увеличить значение счетчика на указанное значение. @param value: инкремент @type value: C{int} @return: Deferred, результат операции """ def tryAdd(failure): # Обрабатываем только KeyError, всё остальное "вывалится" # ниже failure.trap(KeyError) # Пытаемся создать ключ, если раз его еще нет d = self.mc.add(self.key, value, 0) # Если вдруг кто-то еще создаст ключ раньше нас, # мы это обработаем d.addErrback(tryIncr) # Возвращаем Deferred, он "вклеивается" в цепочку # Deferred, в контексте которого мы выполняемся return d def tryIncr(failure): # Всё аналогично функции tryAdd failure.trap(KeyError) d = self.mc.incr(self.key, value) d.addErrback(tryAdd) return d # Пытаемся выполнить инкремент, получаем Deferred d = self.mc.incr(self.key, value) # Обрабатываем ошибку d.addErrback(tryAdd) # Возвращаем Deferred вызывающему коду, он может тем самым: # а) узнать, когда операция действительно завершится # б) обработать необработанные нами ошибки (например, разрыв соединения) return d def value(self): """ Получить значение счетчика. @return: текущее значение счетчика @rtype: C{int} @return: Deferred, значение счетчика """ def handleKeyError(failure): # Обрабатываем только KeyError failure.trap(KeyError) # Ключа нет - возвращаем 0, он станет результатом # вышележащего Deferred return 0 # Пытаемся получить значение ключа d = self.mc.get(self.key) # Будем обрабатывать ошибку отсутствия ключа d.addErrback(handleKeyError) # Возвращаем Deferred, наверх там можно будет повеситься # на его callback и получить искомое значение счетчика return d
Приведенный выше код можно написать “короче”, объединяя часто используемые операции, например:

Return self.mc.get(self.key).addErrback(handleKeyError)
Практически для каждой конструкции синхронного кода можно найти аналог в асинхронной концепции с Deferred:

  • последовательности синхронных операторов соответствует цепочка callback с асинхронными вызовами;
  • вызову одной подпрграммы с вводом-выводом из другой соответствует возврат Deferred из Deferred (ветвление Deferred);
  • глубокой цепочки вложенности, распространению исключений по стеку соответствует цепочка функций, возвращающие друг другу Deferred;
  • блокам try..except соответствуют обработчики ошибок (errback), которые могут “пробрасывать” исключения дальше, любое исключение в callback переводит выполнение в errback;
  • для “параллельного” выполнения асинхронных операций есть DeferredList .
Нити часто применяются в асинхронных программах для осуществления вычислительных процедур, осуществления блокирующегося ввода-вывода (когда не существует асинхронного аналога). Всё это легко моделируется в простой модели ‘worker’, тогда нет необходимости при грамотной архитектуре в явной синхронизации, при этом всё элегантно включается в общий поток вычислений с помощью Deferred:

Def doCalculation(a, b): """ В этой функции осуществляются вычисления, синхронные операции ввода-вывода, не затрагивающие основной поток. """ return a/b def printResult(result): print result def handleDivisionByZero(failure): failure.trap(ZeroDivisionError) print "Ooops! Division by zero!" deferToThread(doCalculation, 3, 2).addCallback(printResult).addCallback(lambda _: deferToThread(doCalculation, 3, 0).addErrback(handleDivisionByZero))
В приведенном выше примере функция deferToThread переносит выполнение указанной функции в отдельную нить и возвращает Deferred, через который будет асинхронно получен результат выполнения функции или исключение, если они будет выброшено. Первое деление (3/2) выполняется в отдельной нити, затем распечатывается его результат на экран, а затем запускается еще одно вычисление (3/0), которое генерирует исключение, обрабатываемое функцией handleDivisionByZero .

В одной статье не описать и части того, что хотелось бы сказать о Deferred, мне удалось не написать ни слова о том, как же они работают. Если успел заинтересовать - читайте материалы ниже, а я обещаю написать еще.

С некоторых пор я получаю много вопросов об асинхронном программировании. И, поняв, что данная тема интересует многих моих читателей, я решил написать статью, для объяснения этих терминов, тем более, что асинхронное программирование является очень важной частью современного Интернета.

Для начала необходимо отметить, что существуют две совершенно разные концепции: первая - синхронная и асинхронная модели программирования , а вторая - однопоточные и многопоточные среды . Каждая из моделей программирования (синхронная и асинхронная) может работать как в однопоточной, так и в многопоточной среде.

Модель синхронного программирования.

В этой модели программирования поток назначается одной задаче и начинает работать над ней. Как только задача завершается, поток доступен для следующей задачи. Т.е. одна задача сменятся другой последовательно. В этой модели невозможно оставить выполнение задачи в середине для выполнения другой задачи. Давайте обсудим, как эта модель работает в однопоточных и многопоточных средах.

Однопоточная среда - Single Threaded - если у нас есть пара задач, которые необходимо выполнить, а текущая система предоставляет только один поток, тогда задачи назначаются потоку одна за другой. Наглядно это можно изобразить вот так:

Где Thread 1 - один поток, Task 1 и Task 2, Task 3, Task 4 – соответствующие задачи.

Мы видим, что у нас есть поток (Thread 1 ) и четыре задачи , которые нужно выполнить. Поток начинает работу над задачами и завершает все задачи одну за другой.

Многопоточная среда - Multi-Threaded - в этой среде мы используем несколько потоков, которые могут выполнять эти задачи одновременно. Это означает, что у нас есть пул потоков (новые потоки также могут создаваться по необходимости на основе доступных ресурсов) и множество задач.

Мы видим, что у нас есть четыре потока и столько же задач. Поэтому каждый поток выполняет одну задачу и завершает ее. Это идеальный сценарий, но в обычных условиях у нас, как правило, больше задач, чем количество доступных потоков. И поэтому, когда один поток закончит выполнять некоторую задачу, он немедленно приступит к выполнению другой. Обратите внимание также и на тот факт, что новый поток создается не каждый раз, потому что ему нужны системные ресурсы, такие как такты процессора и память, которых может оказаться недостаточно.

Теперь давайте поговорим об асинхронной модели и о том, как она ведет себя в однопоточной и многопоточной среде.

Модель асинхронного программирования.

В отличие от модели синхронного программирования, здесь один поток, запуская некую задачу, может остановить на некотором промежутке времени ее выполнения, сохраняя при этом ее текущее состояние, и начать выполнять другую задачу .

мы видим, что один поток отвечает за выполнение всех задач, чередуя их, друг с другом.

Если наша система способна создавать несколько потоков, то все потоки могут работать по асинхронной модели.

Мы видим, что те же задачи T4, T5, T6 обрабатываются несколькими потоками. В этом и состоит красота и сила этого сценария. Как вы можете видеть, задача T4 была запущена первой в потоке Thread 1 и завершена в потоке Thread 2 . Точно так же T6 завершается в Thread 2, Thread 3 и Thread 4 .

Итак, всего у нас четыре сценария –

  • Синхронный однопоточный
  • Синхронный многопоточный
  • Асинхронный однопоточный
  • Асинхронный многопоточный

Преимущества асинхронного программирования

Для любого приложения важны две вещи: удобство использования и производительность. Удобство использования важно потому, что когда пользователь нажимает кнопку, чтобы сохранить некоторые данные, это требует выполнения нескольких небольших задач, таких как чтение и заполнение данных во внутреннем объекте, установление соединения с SQL сервером и сохранение запроса там и. т. д.

Так как SQL-сервер , например, скорее всего, работает на другом компьютере в сети и работает под другим процессом, это может занять много времени. А, если приложение работает в одном потоке, тогда экран устройства пользователя будет находиться в неактивном состоянии до тех пор, пока все задачи не будут завершены, что является примером очень плохого пользовательского интерфейса. Вот почему многие приложения и новые фреймворки полностью полагаются на асинхронную модель, так как она позволяет выполнять множество задач, при этом сохраняя отзывчивость интерфейса.

Эффективность приложения также очень важна. Подсчитано, что при выполнении запроса около 70-80% времени теряется в ожидании зависимых задач. Поэтому, это место где асинхронное программирование как нельзя лучше придется кстати.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели, что такое синхронное и асинхронного программирование. Особый акцент был сделан на асинхронное программирование, так оно лежит в основе подавляющего большинства современных средств разработки. А в следующих статьях мы познакомимся с реальными примерами, использующими асинхронную модель.